Палаточный лагерь

Палаточный лагерь
 

Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем.

Опытный турист обладает многими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починит порвавшуюся одежду.

Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей, средство познания красоты природы. В туристическом лагере вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать усталость, становиться выше личных симпатий и антипатий, помогать друг другу, быть чуткими, а если нужно, беспощадными к нарушителям порядка. Туристический палаточный лагерь вырабатывает у учащихся сознательную дисциплину, настойчивость.

Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми, потребности ребят.

Нужно помнить и о том, что в полевых условиях ребята подчас раскрываются совсем с иной стороны, чем в спортшколе. В этом отношении туристический палаточный лагерь особенно ценен для тренеров, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослым и ребятами в лагере, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в спортшколе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в спортшколу.

 

Задачи программы:

 

  1. Укрепление физического и духовного здоровья детей.
  2. Организация активного оздоравливающего отдыха учащихся.
  3. Повышение уровня спортивной подготовленности.
  4. Раскрытие способностей каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в спортшколе потребностей.
  5. Развитие коллективно-творческого мышления, инициативы и самостоятельности.
  6. Приучение ребят к уважению чужого мнения, отстаиванию своего мнения, обучение руководить работой коллектива.
  7. Популяризация детского и юношеского туризма.
  8. Повышение экологической культуры детей.
  9. Военно – патриотическое воспитание учащихся.

 

Участники программы:

 

  • Учащиеся ДЮСШ в возрасте от 12 до 17 лет, имеющие необходимую физическую и психологическую подготовку.

 

Кадровое обеспечение:

 

  • Всего для реализации программы привлекается не менее 3 специалистов, обладающих опытом организации и проведения туристических походов и палаточных лагерей.

 

 

Работа по реализации программы предусматривает 3 основных этапа.

 

 

I этап - организационный

 

Выбор места для разбивки лагеря.

 

Место для лагеря выбирается руководителем и должно отвечать следующим требованиям:

 

  • безопасность,
  • наличие воды,
  • наличие дров.

 

Составление сметы.

 

При составлении сметы, тщательно продумываются все статьи расходов, с учетом затрат не только на транспорт и закупку продуктов, но и разных предметов снаряжения.

 

Комплектование группы.

 

Группа формируется в количестве 30-35 человек и не является однородной по своему составу. Это учитывается при организации группы, распределении обязанностей и составлении плана мероприятий лагеря.

 

 

Организация группы.

 

Организация туристического палаточного лагеря начинается с собрания всех запланированных участников. На собрании руководитель сообщает о цели палаточного лагеря, месте его расположения и длительности проведения, о сумме денег, которую надо будет внести каждому участнику, о том, что надо взять с собой, распределяет поручения, договаривается о месте и времени сбора.

 

Подготовка снаряжения.

 

Разработка системы управления и самоуправления лагерем.

 

 

II этап - полевой

 

  • Сроки проведения: середина июля.

 

  • Место проведения: побережье Горьковского моря, Городецкий район, Нижегородской области.

 

Содержание полевого этапа.

 

Функционирование лагеря в полевых условиях проводится по намеченному ежедневному расписанию.

Планируется и реализуется проведение трёх основных видов работы:

 

  1. Систематическое выполнение работ по самообслуживанию (заготовка дров, приготовление пищи, уборка территории, текущий ремонт палаток и другого оборудования лагеря и т. д.).
  2. Ежедневные тренировочные занятия по намеченному плану (три раза в день).
  3. Культурно-массовые мероприятия (игры, экскурсии, концерты и т. д.)

 

Оздоровительная работа

 

Одной из важнейших задач в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

 

  • постоянный педагогический контроль за состоянием здоровья участников лагеря;
  • ежедневные закаливающие процедуры (утреннее и вечернее купание);
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • организация купания;
  • организация здорового питания детей с использованием витаминизированных даров природы (земляника, черника);
  • постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе.

 

Спортивная работа

 

  • Ежедневные трехразовые тренировочные занятия по намеченным планам подготовки для младшей и старшей групп.
  • Организация спортивно-массовых мероприятий: футбол, пионербол, волейбол.
  • Обучение плаванию и туристской деятельности.

 

Работа по сплочению коллектива воспитанников

 

  • Открытие лагеря.
  • Организация и проведение соревнований, культурно-досуговых мероприятий.
  • Коллективное выполнение общественно-полезной работы.
  • Закрытие лагеря.

 

Досуговые мероприятия

 

  • Организация спортивных соревнований.
  • Организация вечерних концертов.
  • Конкурсы.
  • КТД.

 

Общественно-полезная работа

 

  • Обустройство лагеря (установка палаток, оборудование кострища, места для приёма пищи, мест активного отдыха, места утилизации отходов и др.).
  • Уборка территории лагеря.
  • Заготовка дров.
  • Дежурство по кухне.
  • Изготовление инвентаря и оборудования из подручных средств.
  • Организация ремонта лагерных построек.

 

Работа по привитию навыков самоуправления

 

  • Организация детского самоуправления в лагере.
  • Выявление лидеров, генераторов идей.
  • Распределение обязанностей в лагере.
  • Закрепление ответственных по различным видам поручений.
  • Дежурство по столовой.

 

Система управления и самоуправления лагерем.

 

Система управления палаточного лагеря определена полевыми условиями функционирования лагеря. Во избежание непредвиденных обстоятельств руководитель лагеря и педагоги осуществляют круглосуточное наблюдение за учащимися и полностью контролируют жизнь лагеря.

Законы полевого лагеря достаточно суровы. Они объявляются участникам программы сразу по приезду и должны неукоснительно выполняться.

 

 

III этап – итоговый

 

Финансовый отчёт

 

Финансовый отчет на подотчетную сумму сдается руководителем туристического палаточного лагеря в бухгалтерию. Расходы, произведенные при подготовке и проведении лагеря, подтверждаются транспортными билетами, кассовыми и товарными чеками из магазинов.

 

Разбор похода и педагогический отчёт (с применением записей туристского дневника, фото- и видеоматериалов).

 

В ходе составления итогового отчёта проводится анализ, с упором на следующие четыре группы вопросов:

 

  1. Был ли интересен туристический палаточный лагерь? Соответствовал ли он уровню подготовки группы: не слишком ли труден или, наоборот, легок? Оправдались ли ожидания, возлагавшиеся на лагерь, или хотелось чего-то другого? Каковы пожелания на будущее?
  2. Что было сделано правильно и что неправильно за время лагеря? Какие из мероприятий оправдали себя, а какие — нет? Что мешало и что способствовало успеху жизни в полевых условиях? Что следует сделать, чтобы в будущем туристические лагеря проходили лучше?
  3. Как проявил себя каждый из участников при подготовке и проведении лагеря? Что он показал в смысле владения туристскими навыками, исполнения обязанностей в группе, отношения к товарищам? Что является его сильной, что слабой стороной? Оправдал ли возлагавшиеся на него надежды? Отдельно (ввиду важности вопроса) следует оценить: искал ли он самостоятельную работу по обустройству лагеря? Правда, формально этот вопрос является частным случаем исполнения обязанностей.
  4. Что удачно и что неудачно делал руководитель группы?

 

С педагогическим отчетом руководитель группы выступает на педсовете.

 

Источники финансирования программы:

 

  • Средства, выделенные борским УНО.
  • Средства спонсоров.
  • Средства родителей учащихся.

 

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:

 

  • укрепление здоровья;
  • повышение уровня спортивной подготовленности;
  • пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
  • привитие навыков построения отношений на основе взаимопонимания и совместного творчества;
  • привитие навыков самообслуживания;
  • формирование комплекса знаний по организации мероприятий необходимых в работе в органах детского самоуправления;
  • формирование у учащихся активной гражданской позиции;
  • уважение к родной природе.

 

 

РЕЖИМ ДНЯ

 

8.00-8.05

Подъем.

8.05-8.45

Зарядка.

8.45-9.00

Гигиенические процедуры.

9.00-9.30

Завтрак.

9.30-10.00

Уборка территории.

10.00-12.00

Занятия по интересам. Общелагерные мероприятия. Купание.

12.00-13.00

Первая тренировка.

13.00-13.30

Гигиенические процедуры.

13.30-14.00

Обед.

14.00-16.00

Послеобеденный отдых. Настольные игры. Купание.

I6.00-17.00

Хозяйственные мероприятия (заготовка дров, ремонт палаток, построек и т.п.).

17.00-18.00

Вторая тренировка.

18.00-19.00

Гигиенические процедуры, купание.

19.00-19.30

Ужин.

19.30-21.00

Занятия по интересам. Общелагерные мероприятия.

21.00-21.15

Общелагерный сбор у костра. Подведение итогов дня. Объявление общелагерных мероприятий на следующий день, распределение обязанностей, назначение дежурных.

21.15-22.45

Концертная программа силами участников лагеря.

22.45-23.00

Подготовка ко сну. Отбой.